Реабилитация

homevis-logo   sl4

Реабилитация

Технологический регламент работы с семьей, имеющей ребенка с ОВЗ.

Графическое описание (1 цикл)

 sxema

 

На схеме представлен регламент работы с одной семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, поэтапно от момента поступления информации в Службу, до момента достижения ребенком такого уровня нормализации, который не требует патронажа Службы домашнего визитирования, с указанием исполнителей и документального сопровождения каждого этапа.

Регламент деятельности специалистов Службы домашнего визитирования

Этапность

Мероприятия

Ответственные

Сроки исполнения

1. Выявление

Выявление семей с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья

Координатор

Супервизор

Члены МРК

Члены местного сообщества

Постоянно

Предоставление информации о семьях с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, в МРК

1 раз в квартал

2. Первичная диагностика

Анализ информации

Координатор

Супервизор

1 день

Оценочный визит

1-3дня

Подготовка документации для постановки семьи на патронат СДВ

По выявлению

Введение и корректировка банка данных семей и   детей с ОВЗ

3. Планирование

Анализ результатов оценочных визитов

Координатор

Супервизор

Домашний тренер

1 день

Выбор домашнего тренера

1 день

Выбор обучающих пактов.

Составление ИПР

1-3 дня

4. Межведомственное взаимодействие

Решение проблем патронируемой семьи совместно с учреждениями МЗ, МО, МТЗиСЗ, общественными организациями, транспортными компаниями и др.

Координатор

Супервизор

Члены МРК

Члены местного сообщества

Волонтеры

Консультанты

Постоянно

5.

Коррекция и реабилитация

Проведение домашних визитов, обучение домашнего тренера

Координатор

Супервизор

Волонтеры

 

Постоянно

Проведение домашних визитов, обучение людей с ОВЗ

Активизация собственных ресурсов семьи

6. Итоговая диагностика

Заполнение отчетных и оценочных форм

Анализ полученных результатов

Координатор

Супервизор

 

1 раз в квартал

7. Пост-реабилитация

Снятие семьи с патроната СДВ

Координатор

Супервизор

 

До достижения

ребенком 18л,

и/или достижения адекватного уровня нормализации

Контрольный контакт семей

Координатор

Супервизор

 

Регламент деятельности специалистов СДВ.

 

1.Оказание помощи семье начинается в момент ее обращения в Службу. Диспетчер (регистратор, администратор) регистрирует звонок в Журнале регистрации (Форма 5), записывает паспортные данные, передает информацию координатору СДВ, закрепленному за данный участок (Форма 5. Журнал регистрации звонков).

2.В период подготовки к ознакомительному визиту полезно собрать информацию о семье и ребенке. В качестве источников информации можно использовать информацию участкового врача или медсестры, информацию служб социальной защиты, информацию учреждений социального обслуживания и др. Предварительно оформить информационную справку (Форма 9)

Координатор связывается с семьей, договаривается о визите. Обязательно оговаривается организация визита: координатор выходит по месту жительства или приглашает на общее собрание.

3. Ознакомительный визит (Приложение ).

Если ознакомительный визит планируется провести по месту жительства, важно выбрать такое время, чтобы все члены семьи были дома. Возможно, имеют место местные традиции, которые не позволяют говорить со всеми членами семьи (например, мужчина не может свободно разговаривать с женщиной), тогда необходимо подобрать помощника, который сможет поговорить с такими членами семьи.

Ознакомительный визит - это один из первых этапов оказания помощи семье. Значимость ознакомительного визита определяется тем, что он решает следующие задачи:

Сбор начальных данных о ребенке и семье.

Выявление потенциальной целевой группы.

Оценка потребностей семьи и ребенка.

Организационные моменты ознакомительного визита

1. Ознакомительный визит проводит координатор или координатор с супервизором.

2. Ознакомительный визит может проводиться по месту жительства человека с ОВЗ или на общем собрании семей, являющихся потенциальной целевой группой СДВ.

3. Специалисты на протяжении всей встречи обязательно разъясняют и комментируют все происходящее родителям.

Рассказ должен быть четким, уверенным, на доступном языке. Координатор должен быть подготовлен к визиту:

- четко знать информацию о программе, структуре пакетов;

- изучить информацию о ребенке (имя, возраст, семейную историю);

- изучить информацию о специфике нарушений конкретного ребенка.

Во время ознакомительного визита можно использовать оценочную форму 1.

4. Время проведения ознакомительного визита произвольное, рекомендовано приблизительно 60-80 минут. Если в течение этого времени не все задачи решены, визит может быть перенесен. Перерыв между встречами зависит от желания членов семьи.

5. Важно, чтобы ребенок во время визитов был спокоен, находился в стадии активного бодрствования, после приема пищи должно пройти не менее 40 минут.

6. Присутствие родителей обязательно.

2. Процедура ознакомительного визита

В структуре первичного приема выделяются следующие моменты:

  1. Знакомство. Обмен этикетной информацией.
  2. Рассказ о цели визита. Рассказ о программе

3.Ответы на вопросы членов семьи.

4.Предложение о совместном действии.

5.Общая информация о ребенке.

6.Общая информация о семье.

7.Выяснение запроса семьи.

8.Ознакомление с ориентировочными планами возможной работы.

9. Договор о следующей встрече.

При выявлении в семье ребенка с ограниченными возможностями координатор обсуждает результаты ознакомительно визита с супервизором и договаривается об оценочных визитах.

3.2.4. Оценочный визит

Оценочный визит - это один из первых этапов оказания помощи семье. Цель оценочного визита - выяснить, нуждаются ли ребенок и его семья в «Программе активного включения…».

Значимость оценочного визита определяется тем, что он решает следующие задачи:

1.Проведение первичной оценки:

-зрения и слуха;

-двигательного, коммуникативного, познавательного, эмоционального развития;

-взаимодействия матери и ребенка;

- потребностей семьи и ребенка;

- способностей и возможностей семьи и ребенка.

2.Обсуждение и согласование с родителями результатов оценки.

1. «Оценка» и ее особенности в программе СДВ

Главная особенность оценки - ребенок рассматривается в рамках семейных, культурных и общественных систем. Координатор, выполняющий оценку, должен принимать во внимание взаимозависимость между ребенком, семьей, культурой и обществом. Оценка должна проводиться и интерпретироваться с учетом того, как ребенок действует в пределах этих систем. Оценка направлена на то, чтобы помочь в планировании Индивидуальной программы помощи и реабилитации(14).

Основное отличие оценки от традиционной диагностики состоит в том, что она не ставит диагноза ребенку и не должна давать отрицательного прогноза о дальнейшем развитии ребенка, она непрогностична. Возраст детей, их физиологические особенности, тот потенциал, который имеет каждая семья в стремлении помочь своему ребенку, дают нам основание говорить о возможности огромных, непредсказуемых, положительных изменений и вероятных достижениях детей.

Еще одно важное изменение в понимании процесса оценки: результаты оценки не являются окончательными. Ребенок растет, изменяется, созревает его нервная система, он приобретает множество новых умений, и мы должны проводить повторную оценку, чтобы увидеть динамику в развитии малыша. Наше представление о ребенке, его возможностях, способностях будет меняться со временем, и координаторы должны быть открыты этим изменениям.

Оценка способностей и возможностей ребенка с нарушениями является обязательной процедурой в домашнем визитировании. Ее проводят для каждой семьи, если после первичной оценки или после периодической оценки в программе домашних визитов у координатора или семьи появилось беспокойство о функционировании ребенка в повседневной жизни. Даже если вновь пришедший ребенок уже имеет диагностированное отставание, или инвалидность, все равно необходимо провести оценочные визиты. Кроме того, что они помогут специалистам СДВ понять ситуацию с ребенком и семьей, они также помогут в составлении «Индивидуальной программы помощи и реабилитации».

В привычном понимании термин «оценка» ассоциируется у профессионалов с процессом изучения одним или несколькими специалистами уровня развития ребенка в различных областях для того, чтобы понять, каков общий актуальный уровень развития ребенка, а затем найти подходящую для него обучающую развивающую программу из перечня уже существующих. Достаточно часто полученные результаты интерпретируют как перечисление «неумений» ребенка и оценку перспектив его «уязвимости». Однако в домашнем визитировании, как и в раннем вмешательстве, термину «оценка» придается совсем иной смысл, и связан он с целями абилитации.

Процесс абилитации и, соответственно, программы Службы домашнего визитирования предназначен для того, чтобы усилить функциональные способности каждого ребенка, увеличить потенциал развития детей с нарушениями здоровья для их будущей независимой жизни в обществе. Активность ребенка характеризуется тем, как он применяет различные навыки в повседневной жизни. Игра, использование свободного времени, развлечения, повседневные навыки самообслуживания (еда, одевание, умывание и т.п.), общение с окружающими - это компоненты нормальной жизнедеятельности человека, и именно на это направлен процесс оценки.

Отличия оценки выражаются как в целях проведения оценки, так и в самом процессе проведения оценки.

Процесс проведения оценки - это скорее процесс открытия нового знания о ребенке и семье, которое поможет понять уникальные компетентности и ресурсы каждой конкретной семьи и ребенка. Подобные знания помогут в дальнейшем развивать значимую и полезную «Индивидуальную программу реабилитации», которая будет действительно индивидуализирована и направлена на поддержку ребенка и семьи. Такая оценка идет значительно дальше знания о том, сколько кубиков умеет ребенок ставить один на другой или умеет ли он искать игрушку, спрятанную под тканью.

Кен Джиллис (Кеп Gillies) считает, что термин «открывать» лучше описывает, каким должен быть процесс, чем термин «оценивать». Он сказал: «Когда я слышу слово «открывать», в моем мозгу появляется солнце. Но, слыша слово «оценка», я думаю о грудах бумаги и поднятых бровях. Оценка не цель. Цель - узнать хорошее о нашем ребенке (14).

Таким образом, говоря о проведении оценки, мы думаем об «открывающей» оценке.

Важное изменение, которое произошло в нашем «открывающем» процессе, связано с целью оценки и заключается в переходе от открытия перспективы, связанной с развитием ребенка, к более функциональной перспективе, которая смотрит на способность ребенка участвовать в необходимых ежедневных действиях (повседневной жизни семьи).

Оценка проводится в процессе оценочных визитов.

2. Цели и задачи оценочных визитов

За проведение общей оценки отвечает координатор, при необходимости, в оценочных визитах участвует и супервизор Службы домашнего визитирования. Ее цель:

  • Natural cialis
  • Buy cialis online cheap
  • Buy cialis online cheap
  • Cialis tablets
  • Cialis cheap online
  • изучить потребности ребенка в следующих сферах: здоровье, образование, повседневная жизнь, развитие, общение, игра, эмоциональное тепло;
  • оценить способности родителей осуществлять качественный повседневный уход за ребенком, обеспечивать ему безопасность в доме, стабильную жизнь, стимуляцию развития и эмоциональное тепло;
  • познакомиться с семьей, ее историей и нынешней жизнью (обеспеченность жильем, работой, доходами, помощью от служб социальной защиты).

Эта информация позволит точнее понять потребности семьи, сформулировать цели вмешательства. Ведь, если мы будем малообеспеченной семье, воспитывающей ребенка с церебральным параличом, советовать приобрести вертикализатор, мы заведомо обречены на неуспех. Если же мы поможем этой семье изготовить его из подручных средств; мы решим задачу развития ребенка и сохраним доверие родителей.

Также для нас важно знать историю образования мамы, чтобы точнее подобрать способы взаимодействия с ней: нужны ли конкретные, простые, пошаговые инструкции, как ухаживать за ребенком, или можно предложить почитать и посмотреть нужные брошюры. Полезно знать, готова ли мама дать своему ребенку самостоятельность; от этого зависит, будет ли она включать тренировочные упражнения в повседневную жизнь ребенка.

Обычно общая оценка проводится на втором приеме во время беседы с родителями. Легче всего это сделать на основе изучения картины повседневной жизни семьи, при сборе детальной информации относительно распорядка дня семьи. Наименее навязчивый метод получения этой информации – просто задавать вопросы: «Каков типичный день в вашей семье?», «Что происходит за период от утреннего пробуждения до дневного сна?», «Как вы укладываете ребенка спать?». Таким образом, мы получаем представление о типичном дне семьи. Эта информация дает возможность специалистам вырабатывать практичные и выполнимые рекомендации и является базовым материалом для дальнейшего построения «Индивидуальной программы помощи и реабилитации». Стратегии, приемы, упражнения, которые могут быть легко и эффективно включены в распорядок дня членов семьи и содержат необходимые возможности для приобретения навыков, - будут в наиболее вероятной степени выполнены семьей. Данные, полученные в ходе проведения общей оценки, заносятся в Бланк общей оценки и оценочные формы.

Итак, оценка - это продолжающаяся процедура, используемая для того, чтобы обнаружить (открыть):

  • особенности развития ребенка в настоящий момент; ограничения в функционировании и состоянии здоровья, которые мешают ему развиваться;
  • уникальные способности и ресурсы ребенка и его родителей (сильные стороны);
  • потребности ребенка в каждой области развития (физическое, познавательное, коммуникация, социально-эмоциональное, самообслуживание);
  • приоритеты семьи, беспокойство о том, как развивается ребенок;
  • обучающие возможности окружающей среды, в которой живет ребенок.

Углубленная оценка специалистов.

В повседневной жизни все дети выполняют множество необходимых действий, таких как общение с близкими, наблюдение за людьми, игра, еда, движения, сохранение собственной безопасности при движении в окружающей среде, манипуляции различными предметами и др. Координатор, проводя оценку, должен открыть, как уже умеет все это делать ребенок или перспективы овладения ребенком этими действиями и ту меру помощи, которая пока ему нужна, при необходимости привлечь узких специалистов в конкретной области из консультативной службы для более дифференцированной оценки.

Семейно-ориентированный процесс оценки.

Семья обязательно участвует в процессе планирования, оценки, ее выполнении и впоследствии будет ознакомлена с итоговым отчетом: он должен быть полным и честным и включать в себя все то, что знает координатор. При этом оценка - это добровольный процесс. Вся информация, которой поделились родители или получили специалисты, - конфиденциальна, и только семья решает, что можно сообщить кому-то еще.

Создание «рабочего союза» с родителями и достижение единого представления о сильных сторонах ребенка, его потребностях и новых обучающих возможностях - это необходимые шаги в определении и планировании способов поддержать процесс развития ребенка. Любая оценка должна внести положительный вклад в этот процесс.

3. Организационные моменты оценочного визита

1. Оценочный визит проводит координатор или координатор с супервизором.

2. Оценочный визит проводится по месту жительства человека с ОВЗ. Встреча проходит в теплом комфортном помещении.

3. Специалисты на протяжении всей встречи обязательно разъясняют и комментируют все происходящее родителям.

Рассказ должен быть четким и уверенным. Координатор должен быть подготовлен к визиту:

ü  Иметь оценочные формы:

- Бланк общей оценки (Форма 12);

- Форма 1- «Выявление людей с нарушениями» (если эта форма не была заполнена на ознакомительном визите);

- Форма 2 – «Форма оценки и развития человека с ограничениями жизнедеятельности»;

- Форма 3 –«Регистрация визитов на дом», для фиксирования дополнительной информации.

ü  Иметь Форму 9 – «Информационная справка».

ü  Иметь бланк заявления – Форма 10.

ü  Четко знать порядок заполнения всех форм (допускается частичное заполнение форм после визита).

ü  Владеть информацией о специфике нарушений конкретного ребенка.

ü  Владеть информацией о семейной истории.

4. Время проведения оценочного визита произвольное, рекомендовано приблизительно 60-80 минут. Если в течение этого времени не все задачи решены, визит может быть перенесен. Перерыв между встречами зависит от желания членов семьи, состояния ребенка, рекомендовано не более недели.

5. Важно, чтобы ребенок во время визита был спокоен, находился в стадии активного бодрствования, после приема пищи должно пройти не менее 40 минут.

6. Присутствие родителей обязательно.

7. Оценочных визитов может быть 2-3. Для совершения визитов оценочных есть очень четкие рекомендации, алгоритмы и формы в Руководстве для координаторов (стр.14).

8. Вопросы, которые нужно обсудить с родителями до оценки:

  • какое время дня для проведения оценки лучшее для ребенка;
  • есть ли кто-то еще, кто мог бы участвовать в оценке: родственники, друзья, няня, то есть те, кто хорошо знает ребенка;
  • предположения об уровне развития ребенка, и что это значит;
  • специфические области, в которых ребенок нуждается в оценке и помощи;
  • продолжительность процесса оценки;
  • объяснение тестов (или других методов), которые будут использоваться, и что эти тесты могут или не могут сказать о развитии ребенка;
  • что специалист ищет в ответах или действиях ребенка;
  • некоторую важную информацию о ребенке, которую уже знают родители.

Родители также могут активно участвовать в подготовке окружающей среды для проведения оценки:

- подготовить любимые игрушки ребенка;

- приготовить ту еду, которую обычно ест ребенок;

- подготовить те приспособления (для сидения или еды), которые родители используют;

- одеть ребенка в свободную, удобную одежду.

4. Процедура оценочного визита

В структуре оценочного визита выделяются следующие моменты:

1. Обмен этикетной информацией.

2. Рассказ о цели визита

3. Ознакомление с ориентировочными планами возможной работы.

4. Оценка ситуации, функциональных нарушений:

Координатор беседует с родителями, наблюдает за ребенком.

Координатор вместе с мамой проводит оценку состояния сенсорных систем ребенка (данная составляющая визита является очень важной, рекомендуемые тесты описаны в Руководстве для координаторов и в разделе «Оценочные формы»).

Для этого он:

  • проводит специальные тесты и пробы (описанные в Руководстве для координаторов);
  • играет с ребенком или может попросить родителей поиграть с ним;
  • наблюдает за свободной игрой ребенка;
  • беседует с родителями, обсуждая необходимые вопросы;
  • объясняет родителям, что они делают, что они видят.

Кроме этого, координатор может попросить у родителей для ознакомления заключения и отчеты специалистов, которые уже работали с ребенком (специалистов здравоохранения, образования и др.).

Участвуя в оценке, родители могут:

- активно наблюдать за ребенком и делиться с координатором своими наблюдениями;

- делиться с координатором информацией о ребенке;

- просто сидеть позади ребенка, поддерживать его;

- предложить игры и занятия, которые помогут исследовать способности ребенка;

- сказать, является ли то, что координатор видит, типичным для ребенка;

- комментировать процесс оценки и помочь увидеть сильные стороны и потребности ребенка;

- задавать вопросы и делать предположения о том, как идет процесс оценки;

- рассказать, есть ли что-то в режиме дня ребенка, что тревожит родителей (кормление, сон, игры, купание и пр.). Например: кормление - это всегда стресс, потому что есть проблемы с сосанием или глотанием.

После проведения оценки специалисты должны обсудить с родителями полученные результаты, заполнить Бланк общей оценки, Форму 1, Форму 2

В ходе реализации программы ежеквартально проводится повторная оценка, с целью:

-определить, есть изменения в развитии ребенка, которые предполагают другие услуги, в которых нуждается ребенок;

-удовлетворения потребности всех участников абилитационного и реабилитационного процесса в большем количестве информации, чтобы оценить, как реализуется план помощи.

На основе беседы с родителями, наблюдения за свободной игрой ребенка и за взаимодействием в паре «взрослый-ребенок», специальных проб, результатов анкетирования (по вопросам оценочных форм) координатор, совместно с членами семьи ребенка с ОВЗ, определяет уровень и особенности развития ребенка, перспективы его ближайшего развития. Отдельные графы бланка специалисты заполняют во время проведения самого первичного приема, однако большая часть информации заносится после завершения работы с семьей.

В графах оценочных форм координатор достаточно подробно описывает, что ребенок делает во время визита, его двигательную активность, эмоциональное состояние, как вступает в контакт со специалистом, как взаимодействует с родителями, как играет, его концентрацию внимания, как говорит, насколько понимает обращенную к нему речь.

Если какой-то навык ребенок не демонстрирует, а родители отмечают, что ребенок это делает, то делается запись: «Со слов мамы».

Важно записать и те факты, которые специалисты считают важными (например, недавно пошел в детский сад и т.п.). Также необходимо отметить какие-либо важные особенности, выявленные у ребенка при медицинском осмотре (со слов мамы, просмотра медицинской карточки).

Оценка зрения, слуха и речи

Оценка зрения и слуха являются обязательной процедурой во время оценочного визита, если в процессе работы у координатора появилось предположение о нарушении этих функций. Подробное описание тестов и порядка их проведения описано в Руководстве для координаторов (стр.15-21).

В настоящее время является общепризнанным положение о том, что, чем раньше у ребенка выявлены проблемы в развитии, тем эффективнее будет оказываемая ему помощь. В развитии тех или иных функций у человека существуют критические периоды, когда становление функции в наибольшей степени подвержено влияниям факторов внешней среды. В первую очередь это касается становления функций зрения и слуха у младенцев.

Если же говорить о человеке, то снижение зрения у младенца, отсутствие адекватных этому нарушению зрительных стимулов в раннем возрасте непременно приведет к тому, что зрение ребенка будет прогрессивно ухудшаться вплоть до полной потери зрения. Стимуляция же даже остаточных зрительных функций у ребенка с тяжелыми нарушениями зрения способствует тому, что зрительные функции сохраняются, а значит, и прогноз в плане развития ребенка в целом будет более благоприятным.

Поскольку с помощью зрения человек получает 80% информации об окружающем мире, важно как можно раньше выявить проблемы зрения и правильно спланировать помощь, а значит, и сохранить способность ребенка видеть.

Те же подходы применимы и к развитию слуха у младенца. Нарушение слуха, выявленное в раннем возрасте, адекватные мероприятия по отношению к ребенку (подбор слуховых аппаратов, наблюдение сурдолога) способствуют становлению речи у этих детей так же, как у здоровых детей того же возраста.

Поэтому на оценочном визите важно выяснить состояние зрения и слуха.

Главная цель проведения оценки зрения и слуха у детей раннего возраста заключается в том, чтобы выявить детей с нарушениями базовых зрительных и слуховых функций.

Логично предположить, что специалист, который видит ребенка впервые, ограничен во времени, поэтому он должен иметь на вооружении методики, позволяющие быстро провести обследование и получить надежные результаты. Оба эти требования предполагают появление у ребенка какой-либо ответной реакции, которая будет свидетельствовать о наличии у него проверяемой способности. При этом данная реакция всегда должна возникать в условиях проведения обследования.

Существует ряд характеристик, которым должны соответствовать скрининговые программы:

1. Чувствительность (способность теста выявить нарушение на ранней стадии): если ребенок в возрасте после 1-1,5 месяцев не реагирует на высокочастотный стимул (пищащую игрушку), необходимо задуматься о том, что у него могут быть проблемы со слухом.

2. Специфичность (метод обследования направлен на определение какого-то конкретного параметра): предлагая ребенку слуховой стимул, мы пытаемся вызвать у него только слуховую ориентировочную реакцию именно на данный стимул.

3. Доступность (нет необходимости использовать сложные технические устройства и приспособления), простота (нет необходимости в специальной подготовки специалиста, достаточно его базовых знаний), экономичность (метод дешев и позволяет обследовать достаточно большие группы людей). В нашем случае - скрининг слуха проводит любой специалист службы, который знаком с данной методикой. Набор для проведения скрининга легко сделать самостоятельно (пищащая игрушка - высокочастотный стимул, баночки с манкой, гречей, горохом - низкий, средний, высокий по частоте стимулы), обследование не занимает много времени, ребенку предлагаются различные слуховые стимулы, и тут же оценивается реакция ребенка на них. Метод доступен, прост и экономичен.

4. Стандартность оценки (два варианта оценки: «да» или «нет»): оценивая результаты скрининга, специалист отмечает реакции ребенка. Если он повернул голову к источнику звука - прошел скрининг, не повернул - не прошел скрининг, если реакция сомнительная - повторяем проведение скрининга.

Оценка слуха проводится при помощи стандартной методики, которая уже получила широкое распространение в нашей стране и первоначально была описана в брошюре «Методические рекомендации по проведению скрининга зрения и слуха» издательства НОУПК «Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства», 1998 год. Она приводится в Руководстве для координаторов.

Данные методические рекомендации содержат информацию о том, что необходимо для проведения скрининга, что в себя включает скрининг зрения и слуха, а также каким образом проводится обследование.

Так, набор для проведения скрининга зрения включает в себя:

  1. свечу или другой источник света;
  2. две-три яркие игрушки;
  3. изображение человеческого лица, идентичное натуральному;
  4. черно-белые стимулы, необходимые для определения прослеживающих движений и полей зрения;
  5. крупинки темного хлебного мякиша размером от 0,5 до 4,0 мм, которые используются для определения остроты зрения у младенца.

Набор для проведения скрининга слуха:

  1. высокочастотный звук стимул (пищащая резиновая игрушка);
  2. баночки, на одну треть заполненные различными крупами (манка, греча, горох), соответствующие низким, средним и высоким по частоте звуковым стимулам.

Скрининг зрения заключается в определении бинокулярной фиксации прослеживающих движений глазами в различных направлениях, определении полей зрения, остроты зрения. Скрининг слуха включает в себя оценку ориентировочных слуховых реакций у ребенка на различные слуховые стимулы.

Возможные варианты результатов скрининга:

Четкая реакция ребенка на все пробы - у ребенка все благополучно

Нет четкой реакции у ребенка (это может быть связано с тем, что ребенок находится в новой обстановке, увлечен новыми игрушками, болен ОРЗ и т.п.). Обязательно интересуемся, как малыш реагирует на зрительные и слуховые стимулы в домашней, привычной для него обстановке, просим понаблюдать маму, как ведет себя дома, повторяем процедуру скрининга на следующем приеме.

Четкая отрицательная реакция - нужна консультация специалиста (офтальмолога, отоларинголога, сурдолога), который проводит более углубленное обследование для того, чтобы либо подтвердить, либо опровергнуть подозрения.

Условия проведения скрининга:

Спокойная обстановка, в помещении не должно быть слепящих источников света, лишних источников звука, ребенок должен освоиться в новой для него обстановке, иметь хорошее настроение и самочувствие.

Проводя скрининг зрения и слуха, нужно помнить о том, что у некоторых детей могут быть отсроченные ориентировочные реакции на зрительные и слуховые стимулы. Отсроченность реакции наблюдается у детей с синдромом Дауна, другими хромосомными синдромами, у детей с аутизмом, у детей со сниженным познавательным развитием. В данном случае специалист, зная об особенностях ребенка, должен дать больший временной интервал для его ответной реакции, не торопиться как при проведении самого скрининга, так и при оценке результатов исследования.

Перед проведением скрининга зрения и слуха специалист обязательно информирует родителей о том, что это за обследование, как оно будет проводиться, для чего оно необходимо. После проведения скрининга специалисты вместе с родителями обсуждают полученные результаты; если реакция ребенка была нечеткой или ее не было вообще, предполагают, что могло стать причиной таких результатов и что нужно предпринять в той или иной ситуации. Поскольку методика проведения скрининга достаточно проста и информативна, родители сами в процессе проведения скрининга видят результаты: что у малыша получается хорошо, а что не получается. Поэтому охотно обсуждают результаты скрининга и прислушиваются к советам специалистов.

Оценка уровня двигательного развития, нарушения чувствительности

Проводится на основе осмотра ребенка, диагностических проб, наблюдений зa движениями ребенка в свободной игре, беседы с родителями. Для того чтобы оценить уровень двигательного развития ребенка, координатор должен владеть представлениями об этапах и закономерностях развития двигательных навыков у детей. С учетом этих знаний координатор предлагает ребенку различные двигательные пробы и таким образом проводит оценку его двигательного развития. Вопросы, которые можно задать членам семьи, и пробы описаны в Руководстве для координаторов (стр.21-22). Можно смоделировать игровые моменты, которые позволят определить, есть ли нарушения движений и в какой степени. Например: мама выкладывает ребенка на живот и предлагает ему игрушку, чтобы он дотянулся до нее или дополз, наблюдает, как он может манипулировать с ней, исследовать ее и т.д.

При опросе родителей координатор выясняет, что ребенок уже научился делать к моменту визита, уточняет, когда ребенок научился держать голову, приподниматься на ручках, лежа на животе, переворачиваться и т.д. Эта информация может быть важной при определении степени двигательных нарушений и возможных способностей.

Кроме того, необходимо выяснить, где проводит ребенок большую часть времени дома: на полу, в кроватке, в манеже; какие приспособления родители используют: ходунки, прыгунки, костыли, коляску, надевают ли ребенку обувь. Важно оценить, как устроена среда дома, ведь влияние правильно организованной среды на двигательное развитие ребенка имеет огромное значение.

Если ребенок большую часть времени находится в манеже, ему трудно будет освоить навык ползания, так как он ограничен в пространстве. Ходунки значительно тормозят приобретение самостоятельных навыков стояния, ползания и ходьбы. Поэтому ходунки относятся к вредным приспособлениям и не рекомендуются к использованию в раннем возрасте. Их использование может быть рекомендовано при значительных двигательных нарушениях. А вот правильно подобранная обувь необходима ребенку сразу, как только он учится делать первые шаги (14).

 

 

 

Другие нарушения

В руководстве для координаторов (стр.23-25) приводятся ориентировочные вопросы и рекомендации к наблюдению для решения вопросов о наличии судорожных припадков, нарушении поведения, трудностей в обучении и других нарушений.

5. Анализ проведенной оценки.

Во время проведения этой первичной оценки и подведения ее итогов координатор постоянно все обсуждает и уточняет с родителями. На оценочных визитах необходимо определить максимально возможные способности ребенка в соответствии с нарушениями.

Могут быть следующие варианты:

1. У ребенка все благополучно. В этом случае специалисты проводят консультирование семьи, информирование о программах Службы.

2. У ребенка все благополучно, но имеется биологический или социальный риск появления нарушения развития, или возраст ребенка не превышает 1,5 лет. В данном случае родителям могут быть предложены программы сопровождения с периодической оценкой развития.

3. У родителей и специалистов возникает беспокойство по поводу развития ребенка в связи с тем, что результаты оценочных форм говорят об отставании в развитии ребенка в одной или нескольких областях, у ребенка есть тяжелый медицинский диагноз, уже есть нарушения развития.

В случае 1 семья, получив необходимую информацию, продолжает самостоятельно, без помощи специалистов Службы воспитывать ребенка.

В случае 2 семье даются рекомендации и список учреждений, которые помогут в развитии ребенка. Периодически специалисты вместе с семьей проводят оценку развития ребенка. Если после оценки появляется беспокойство или риск появления нарушения развития, проводится углубленная оценка, как и в случае 3.

В случае 3 принимается решение о входе семьи в «Программу активного включения…» и для семьи и ребенка проводится углубленная оценка, составление «Индивидуальной программы помощи и реабилитации».

Соответственно результаты оценки содержат:

1. Описание ограничений в состоянии здоровья, которые мешают ребенку нормально функционировать (например, спастичность мышц артикуляционного аппарата мешает развитию речи).

2. Описание уровня развития ребенка на настоящий момент в когнитивной, двигательной, коммуникативной областях развития, уровень социального развития и повседневной деятельности, т.е. того, что он делает хорошо. Описание того, что он учится делать (навыки, которые только появляются у ребенка).

3. Описание потребностей ребенка, которые по каким-то причинам сейчас не удовлетворяются или удовлетворяются не полностью. У каждого ребенка есть потребности в поддержании здоровья, в развитии, общении, игре, мобильности и пр. Базовые потребности детей с ограничениями жизнедеятельности такие же, как у всех детей, и они должны быть удовлетворены. Задача специалистов - понять, чего не получает ребенок, в чем он нуждается.

Мальчик в возрасте 2 года 8 месяцев с компенсированной гидроцефалией имеет ограничения в области передвижения (ходит с помощью) и коммуникации (не использует речь как средство общения). Следовательно, его потребностями будут: повышение качества его мобильности, развитие ловкости его движений и развитие дополнительных средств коммуникации.

4. Описание сильных сторон ребенка. Сильные стороны - это то, в чем ребенок успешен, то, что у него хорошо получается, это те способности, которые могли бы стать базой, опорой успешного и оптимального функционирования, фундаментом для формирования и приобретения новых навыков и умений, позволяющих жить самостоятельно.

5. Ресурсы семьи, которые могут влиять на процесс улучшения функционирования ребенка.

6. Обучающие возможности окружающей среды, в которой живет ребенок.

5. Заполнение необходимых форм (1,2, 12, 9)

6. Предоставление родителям информации согласно их запросу. Как правило, родители ждут от специалистов их профессионального мнения по тем вопросам или проблемам, которые были заявлены. Если вопрос или проблема незначительны, координатор или супервизор (если он присутствует на оценочном визите) уже на первичном приеме консультируют родителей. Для семей, которые нуждаются в домашних визитах, дается консультация о том, что им может дать «Программа активного включения…», чем она полезна ребенку и семье в целом.

7. Родители и специалисты принимают решение о дальнейшем сотрудничестве, планируют его. В случае, если семья приняла решение о входе в «Программу активного включения…», происходит формулирование первой рабочей гипотезы. На этом этапе, основываясь на совместных наблюдениях, обсуждениях, специалисты и родители интегрируют свои выводы и формулируют рабочую гипотезу о том, что мешает ребенку развиваться и как можно ему помочь. Рабочая гипотеза - не окончательная, она может изменяться, дополняться, уточняться в ходе последующих встреч.

8. Выбор домашнего тренера.

Домашний тренер – это, как правило, тот человек, который проводит с ребенком наибольшее количество времени, близок и комфортен ребенку.

Чаще всего домашним тренером становится мама, бабушка или няня.

Рекомендации по выбору и обучению домашнего тренера даны в Руководстве для координатора (стр.42-47).

9. Планирование помощи. На этом этапе координатор поясняет родителям возможный следующий шаг – составление «Индивидуальной программы помощи и реабилитации». Назначают дату следующей встречи.

10. Довольно значимым моментом в сотрудничестве и совместной работе является написание родителями заявления о приеме ребенка и семьи на патронаж Службы домашнего визитирования (форма 10). Обычно это происходит на второй встрече семьи со специалистами при условии, что члены семьи согласились на участие в «Программе активного включения…» и был выбран семейный тренер.

11. Прощание. На этом этапе специалисты обобщают результаты встречи, подводят ее итоги, прощаются с родителями и ребенком, дают им понять, что им было приятно общаться с ними. Если планируются еще встречи, выражают надежду на то, что скоро увидятся вновь.

Таким образом, оценочный визит - это своего рода скрининг, или «привратник», как его определила в своей статье Е.В. Кожевникова, на основе результатов которого специалисты и семья решают, начинают ли они вместе строить и реализовывать «Программу активного включения…».

3.2.5. Индивидуальная программа помощи и реабилитации

Для каждой семьи, которая входит в «Программу активного включения», составляется «Индивидуальная программа помощи и реабилитации» (далее ИППР).

«Индивидуальная программа помощи и реабилитации» - это документ, который создается совместно специалистами Службы домашнего визитирования и семьей. При этом программа не должна быть подготовлена заранее специалистами и преподнесена родителям для ознакомления и одобрения. Напротив, индивидуальная программа - это плод совместной деятельности.

Согласие между специалистами и семьей достигается через сотрудничество и совместное принятие решения. И семья, и специалисты - активные участники развития программы. Специалисты не диктуют семье, в чем родители или их ребенок нуждаются, но при этом семья также исключительно не определяет содержание программы. В партнерских отношениях - связь двухсторонняя.

Поскольку программа строится на основе приоритетов, ресурсов и беспокойства семьи и ребенка, направлена на развитие ребенка, включает все развивающие действия в повседневную жизнь семьи - все задачи, содержащиеся в программе, должны быть важными для семьи.

1. Основные компоненты программы (14)

1. Задачи, которые сфокусированы на улучшении способности семьи заботиться о ребенке и увеличении способности ребенка участвовать в повседневных и значимых видах деятельности.

2. Дата начала оказания этого этапа помощи и его предполагаемая длительность.

3. Основные результаты, которых достигнет ребенок и семья благодаря программе помощи.

4. Перечень дополнительных мер Службы домашнего визитирования, необходимых, чтобы достичь поставленных задач, включающий интенсивность и форму помощи.

5. Описание того, как будет выполняться программа.

6. Имя координатора, который будет отвечать за осуществление программы, взаимодействие с другими службами и специалистами.

7. Также в программе содержатся замечания об изменениях или пересмотре планируемых результатов или услуг.

Программа составляется в начале сотрудничества семьи и специалистов СДВ. Каждые три месяца специалисты и родители оценивают эффективность программы и развивают ее.

Однако в результате изменений, происходящих в семье, через какое-то время семье может потребоваться другая, более или менее интенсивная вовлеченность в программу домашнего визитирования. Программа должна быть изменена с учетом изменившихся потребностей родителей и ребенка. Семьи должны участвовать в каждой стадии изменения и развития программы. Любой пересмотр программы требует предварительного обсуждения достигнутых результатов координатором и родителями и должен включать в себя ясно заявленные результаты.

8.Консультации других специалистов.